Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

О редакции

Нас смотрит вся область – 170 телевизионных передатчиков транслируют наши телевизионные новости. Наше радио слушают на FM и по проводному вещанию. Мы делаем телевидение – 50 лет, радио – 80.

Как создаются новости?

 Информационная служба ГТРК «Иркутск» - старейшая в регионе. Первый выпуск программы телевизионных новостей вышел в эфир на нашем канале еще полвека назад – в 1958 году. Программа меняла названия и стиль, но для наших журналистов во все времена было важно делать интересные и полезные новости. Брать информацию из первых рук, показывать разные точки зрения, выезжать на место событий, где бы они не происходили.   

 Мы делаем новости вместе со зрителями. Любой житель области может позвонить по телефону 48-21-39 и предложить тему сюжета. 

  

 Мы выходим в эфир 11 раз в день на телеканале "Россия 1"  с 6 утра до 9 вечера. Программа телевизионных новостей сегодня в Иркутске есть у 4 компаний. По области их больше десятка. Конкуренция огромная, но она помогает нам развиваться. Мы подсчитали, что за год съемочные группы ради хорошей, интересной темы проезжают почти 200 тысяч километров. Пять раз можно было бы объехать вокруг экватора. Мы в течение нескольких лет, по данным Гэлоп-медиа, занимает первые строчки в рейтинге региональных теленовостей. Но при этом работаем не ради рейтинга.  

Телевизионный рейтинг: с чем его едят

 Телевидение ГТРК «Иркутск» - это не только новости. По субботам с 11.05 до 12 часов мы делаем тематические программы – «Сибирский сад», «Экспедиция», «Эскиз к портрету», «Перспектива», «Нужные вещи», «Домашний доктор» и другие.

Начало телевизионной истории Иркутска 

  

Казалось бы, в середине пятидесятых Иркутск было невозможно удивить новым строительством, ведь в нескольких километрах от города сооружалась грандиозная гидроэлектростанция. И все же стройка на Петрушиной горе волновала всех. Здесь возводилось двухэтажное здание и высокая-превысокая башня. ТЕ-ЛЕ-ВИ-ДЕ-НИ-Е!!! У нас будет свое телевидение! Поверить в это чудо на первых порах было невозможно. Как это – сидишь дома и смотришь кино! Скоро ли начнется? Все ли смогут смотреть? Да и где приемник взять? Что-то в магазинах их не видно! У кого спросить? Напишем в газету! И товарищи писали. А им, как положено, отвечали.  
   В те годы «телевизионный начальник» был один – Леонид Токарский. Он руководил Иркутской дирекцией строящегося телецентра. Леонид Маркович и сам был рад ответить, что в сороковую годовщину великого октября, то есть 7 ноября 1957 года, Иркутск посмотрит первую передачу. Ее увидят жители Ангарска, Листвянки, Шелехова, Усть-Орды, Усолья-Сибирского, жители поселков в радиусе 100-120 километров. Такие-же телецентры строятся в Новосибирске, Ташкенте, Баку, Тбилиси, в Харькове и других крупных городах. 75 телестудий будет открыто к 1960 году! «Театр и кино, цирк и стадион, актовый зал и лаборатория, заводские цехи и стройплощадки – войдут в дома трудящихся вместе с экраном телевизора», – с удовольствием рапортовал Токарский. Он останется до конца своих дней влюбленным в телестудию, которую построил.  
 К октябрьским праздникам ее сдать не удалось, зато уж на Новый-то год была настоящая «Карнавальная ночь»! Она зажгла экраны «Топазов» и «Янтарей», «Рубинов» и «Гранитов», «Алмазов» и «Рекордов». Потом на экранах было все, как и обещал великолепный рязановский фильм: и «коротенькие» доклады, и рассуждения о жизни на Марсе, и тот самый вопрос «Пять минут – это много или мало?» Правда, теперь его уже задавали себе журналисты и режиссеры, когда надо было укорачивать или удлинять передачу. А в последнее время очень часто передачи и не выходят за пределы этих напророченных пяти минут.
 После новогодней ночи экраны опять погасли. Еще не все оборудование было смонтировано, не вся аппаратура настроена. Но в феврале начались регулярные выходы в эфир: кинокартины и киножурналы. Директор студии Г.П.Поносов уже сам обращается через газету «Восточно-Сибирская правда»: «…Просим всех радиозрителей направлять свои отзывы и пожелания о наших передачах, о качестве приема… Особая просьба к любителям телевидения, живущим за пределами уверенного приема: сообщайте нам о всех своих удачных попытках приема изображения и звука».
   Директор обещал скорый выпуск ежемесячных телевизионных программ, которые будут продаваться в киосках союзпечати. Для демонстрации фильмов в первый год вещания было отведено 495 часов, своими силами было предусмотрено сделать 100 студийных часов и 45 внестудийных передач. Правда, не было еще ни передвижной телевизионной станции, ни собственного кинокомплекса для обработки и монтажа кинопленки. О видеомагнитофонах тогда и вовсе ничего не слышали.  
 Сначала эфир был только прямым: со всеми ошибками, оговорками, взрывами лампочек в осветительных приборах. Живой эфир!

 Студийные передачи иллюстрировали фотографии и репродукции художественных произведений. Внестудийные передачи выдавались прямо со съемочных площадок. Говорят, техники долго не соглашались везти аппаратуру на производство: шум, вибрация будут помехой качественному сигналу. Но журналисты и режиссеры сломили сопротивление инженеров, когда предложили организовать передачу на шоколадной фабрике! Результат понравился всем. А вот, пожалуйста, – репортаж в живом эфире из цеха завода тяжелого машиностроения. С микрофоном в руке – Теофиль Коржановский, за камерой – Ольгерт Маркевич.


 Тогда так и считали: удел телевидения – показ жизни в реальном времени, все остальное – кино.
 Уже в 1948 (!) году Сергей Эйзенштейн, говоря о «киномаге ТВ», представлял, что он, «быстрый, как бросок глаза или вспышка мысли, будет, жонглируя размерами объективов и точками кинокамер, прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей свою художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним». Четыре редакции: общественно-политического, литературно-драматического, детского и музыкального вещания обеспечивали такие моменты волнующих встреч.
 В 1961 году в эфир вышла передача литературно-драматической редакции, о которой узнали жители всего Советского Союза. Автором ее был молодой начинающий журналист Валентин Распутин. Передача посвящалась судьбе и творчеству талантливого иркутского поэта Петра Петрова, погибшего в тюрьме. Начиналась она предсмертными стихами, каким-то чудом переправленными из тюрьмы на волю. 
 И это было очень смело. По тем временам. Распутина уволили. Но помог молодой тогда собкор газеты «Известия» Леонид Шинкарев. В очерке «Дурное настроение» он рассказал об этом случае. Партбюрократы сделали выводы. Распутина восстановили на работе. В архиве ГТРК «Иркутск» сохранилось личное дело Валентина Григорьевича. Позднее именно съемочную группу областного телевидения писатель взял в свою Аталанку. В этой командировке сняли  фильм «Валентин Распутин. На Родине». Фильм, который получил одну из самых желанных телевизионных наград – статуэтку ТЭФИ.
 Один из первых кинооператоров, Юрий Геннадьевич Четин, любит вспоминать о том, как нашел он в гараже телецентра трехколесный мотоцикл и приспособил его для нужд съемочной группы, сам садился за руль, вез всю необходимую технику: кинокамеру, аккумуляторы и четыре чемодана с осветительными приборами. При этом куда-то помещался еще и журналист! Милиция брала под козырек при виде этого транспортного средства: все знали, что разрешение на проезд по всем улицам Иркутска подписано у самого главного милицейского начальника города. В нужный день и в нужный час оказался в студии телевидения Ольгерт Маркевич. С фотоаппаратом. В эфире стояла передача о знаменитом фильме «Тихий Дон». В студии собрались артисты и постановщики киноэпопеи, готовы ведущие, режиссер с помощниками, не было только телеоператора. За камеру встал Ольгерт Вацлавович – был у него к тому времени опыт работы фотографа, понимал он и в установке осветительного оборудования для съемок. Вот так «с колес» он и стал телеоператором, двадцать пять лет проработал – до выхода на пенсию. 

 Первые камеры были тяжелыми – вместе со штативом они весили 240 килограммов. Но иркутские телевизионщики не любили «сидеть дома». «Перо журналиста весом в 15 тонн», – язвили газетчики, глядя на автоколонну ПТС, состоящую из пары автобусов и тяжелого автомобиля. Но передвижная телевизионная станция позволяла снимать репортажи в театрах и клубах, устраивать встречи в библиотеках и музеях, заводах и фабриках.
 Иркутская студия телевидения выдавала в эфир 650 часов собственных передач в год, больше делала только Ленинградская, мы готовили специальные программы для Центрального телевидения. А сколько героев передач было! Наверное, почти в каждой семье области за 55 лет кого-нибудь да снимали журналисты ГТРК. Наш архив хранит уникальные кадры, например, Дениса Мацуева – сегодня знаменитого исполнителя, а когда-то пятилетнего мальчика.
 
 Государственная телерадиокомпания «Иркутск» связана с БАМом. И не только километрами отснятых на трассе пленок и выданных передач. Журналист Наталья Заботина провела на БАМе 5 лет.Да не просто на БАМе – а в легендарной бригаде Герой Социалистического Труда Александра Бондаря. Той самой, что гремела на всю страну, что строила Звездный, Кичеру, а позже - укладывала «золотое звено».

 Исследователи отмечают: телевидение формировало вкусы широкой публики. Показ художественных и документальных фильмов, экранизация классических камеры и выдавать в эфир даже премьерный спектакль любого театра в городе. Во все годы творческие работы ГТРК «Иркутск» занимают призовые места на конкурсах региональных, федеральных и международных.


Google